Private Banking - Новости

  Личный банкир | Доверительное управление | Управление благосостоянием | Семейный офис | Стиль жизни | Аналитика

 Главная > Private Banking > Новости > 2012 > 27 марта  
 Что такое "Частный банкинг"
 Банковские услуги (VIP)
 Инвестиционные продукты
 Управление капиталом
 Альтернативные инвестиции
 Консалтинг
 Спецпредложения
 Новости
 

Интервью "Ведомостей" с партнером швейцарского банка Lombard Odier

 

Патрик Одье - старший партнер старейшего швейцарского банка Lombard Odier - рассказал газете "Ведомости", чем отличаются швейцарские банки. Помимо руководства собственным банком, г-н Одье также возглавляет Ассоциацию швейцарских банков.

Банком основанным в 1796 г. в Женеве банком Lombard Odier до сих пор руководят прямые потомки его основателей — семей Ломбар, Одье, Дарье и Энш. Чтобы стать клиентом Lombard Odier, специализирующегося на private banking, надо разместить в банке не меньше $5 млн — иначе просто не окупятся расходы на обслуживание.

В Швейцарии самое строгое законодательство об отмывании денег в мире. Она одна из первых ввела меры контроля за обращением криминальных средств и послужила стандартом для Европы при принятии подобных законов. У швейцарских банков есть обязанность собирать подробную информацию не только о происхождении средств, но и о владельцах этих состояний. Отслеживаются все транзакции. Происхождение денег должно быть понятно и прозрачно для банка. При неуверенности в происхождении средств клиента банк просто отказывается работать с ним.

С точки зрения Патрика Одье, любой клиент, с которым Lombard Odier начинает работать, должен повышать среднее качество клиентуры банка.  От также считает, что Private banking — это не столько управление активами, сколько обслуживание клиента — во всем, что касается его состояния. И когда дело, например, касается наследования или активы переходят от одной части семьи к другой, банкир обязан интересоваться тем, что происходит, а не искать оправдания: мол, меня это не касается, ведь я не юрист.

Сложнее всего приходится с клиентами из самых быстрорастущих регионов. Очень сложные запросы поступают и от европейских клиентов. Банку нравится решать нестандартные задачи клиентов из России и Восточной Европы. Это вызов, который дает возможность наиболее полно использовать и расширять экспертизу.

В 2000-х гг. банк начал развивать бизнес в России из Швейцарии. Ожидания оправдались, в результате в апреле 2010 г. было открыто представительство в Москве. Для банка Россия — стратегически важный рынок. Банк хочет помогать своим клиентам в строительстве российской экономики и быть одним из источников финансирования этой экономики, а не только предоставлять услуги по сбережению средств вне границ страны. Новые приоритетные рынки для банка — это Россия / Восточная Европа и Ближний Восток / Азия.

Швейцарские банки разнородны: есть глобальные гиганты, такие как UBS и Credit Suisse, есть кантональные банки (Zurcher, Berner), есть натурализованные иностранцы (HSBC Private Bank, Sarasin) и, собственно швейцарские частные банки. Во-первых, у 150 из 330 банков [работающих в Швейцарии] иностранное происхождение. А значит, банковский бизнес в Швейцарии диверсифицирован как минимум с географической точки зрения. Во-вторых, около половины банков ориентированы на работу с зарубежными рынками, а остальные — с локальным рынком. В-третьих, рынку присущи банки с универсальной структурой. То есть клиенты получают весь спектр финансовых услуг. Это весьма полезно экономике. Малые предприятия находят финансирование для стартапа, большие получают возможность привлекать капитал в любой части света.

Как описать классический швейцарский банк? Патрик Одье говорит скорее о ценностях, нежели о стандартах. Банк стремится к принципу универсальности услуг, компетентности, к стабильности — людей, институтов, юридической и политической систем. Наконец, ответственность. Финансовый сектор крайне ответствен как перед местным сообществом, так и перед клиентами.

Есть частные банки, а есть private banking, т. е. работа с активами частного клиента. Говоря про частные банки в Швейцарии, мы прежде всего имеем в виду не то, что они не принадлежат государству, а то, что ими владеют банкиры, объединенные партнерством или в общества с ограниченной ответственностью. Если говорить о разнице private banking в Швейцарии и остальном мире, нужно учитывать оба этих аспекта — кто делает и что делает. Потому что в мире нет таких компаний, как в Швейцарии. Тридцать-сорок швейцарских банков представляют собой исключительное явление в отрасли, это небольшие, отлично специализированные и полностью клиентоориентированные банки. Специфика заключается в том, что швейцарские банки ориентированы на сервис для клиентов, желающих приобрести услуги private banking. Им не нужно бегать туда-сюда, им достаточно прийти в банк. Когда они приходят для знакомства, им предоставляют консультативные услуги, когда ищут альтернативную точку зрения, банк занимается оценкой прежних предположений. Традиционная роль швейцарского банка — гид и советник.

В Швейцарии одна из самых жестких систем регулирования финансового сектора в мире. Есть ЦБ, есть FINMA, занимающаяся макронадзором, департамент финансов [правительства] также надзирает за финансовой сферой. Швейцарское регулирование хорошо не потому, что оно жесткое, а потому, что это стабильное, хорошее и сбалансированное регулирование.

Швейцарцы — лидеры по сбережениям на душу населения. Как это получилось?
Стабильность способствует доверию и уверенности, и потому швейцарцы столько сберегают. Кроме того, в Швейцарии построена система, стимулирующая формирование сбережений с точки зрения как личных добровольных сбережений, так и социального страхования. Это система трех столпов. Первый — социальное страхование, объем которого — 30 млрд швейцарских франков. Второй — обязательное пенсионное страхование, которое обязан предоставлять каждый работодатель. Стимулируемое налоговыми льготами, оно составляет значительную часть сбережений — больше ВВП Швейцарии. Третий — индивидуальные сбережения, и на них тоже распространяются налоговые стимулы.

Также есть инвестиционные инструменты. Традиционно они в Швейцарии в изобилии: любой швейцарский банк готов предложить своим клиентам возможность диверсифицировать вложения — инвестировать по всему миру, а не только на местном рынке в местной валюте. Если говорить о Европе, то для нее важно умение швейцарцев управлять рисками. Это звучит как нонсенс, но совсем не очевидно, что в Европе вы встретите такие же — кроме как в Англии, конечно, — институты с таким же уровнем менеджмента.

Причина привлекательности Швейцарии и ее банков — хорошая инфраструктура и профессионализм, а не низкие ставки налогов? Налогообложение — это причина, но не первоочередная. Главное — это стабильность, безопасность, диверсификация, служба поддержки, интернациональность, компетентность. Разговоры о налогах связаны с тем, что в мире происходит многое, что заставляет говорить о повышении налоговых ставок. Но это не основная причина, почему капитал течет в Швейцарию.

Финансовый кризис обесценил множество состояний. Как он повлиял на взаимоотношения банка Lombard Odier со своими клиентами и вообще на банковский сектор? К счастью, у банка не было особых проблем из-за обвала рынков. У банка не было позиций в токсичных активах и  не было проблем с контрагентами. Единственным негативным последствием кризиса для банка стали изменения на рынке валют, отразившиеся на портфелях клиентов.

Во время кризиса клиенты гораздо больше интересовались точкой зрения банка на происходящее и вмешивались в процесс. Менеджмент с четким разграничением полномочий, когда предприниматель и банкир договариваются, что первый делает свою работу, а второй его финансирует, в кризисные времена не вселяет необходимого чувства удовлетворенности. Так что диалог стал оживленнее. В последние четыре года банк активно наращивал услуги по консультированию, сводя за одним столом менеджеров, отвечающих за управление активами, трейдеров и инвесторов.

Огромный вызов, стоящий перед банковской сферой сегодня, состоит в том, что менеджеры больше внимания обращают на корпоративные задачи, нежели на интересы клиентов. Второй важный вызов — убедиться, что люди, которых банк нанимает, будут работать в интересах клиентов, в соответствии с традициями банка. Другими словами, банк избегает ловушки, в которую попалась финансовая индустрия в период бурного роста, когда в нее стремился каждый, чтобы заработать себе большие деньги.

Lombard Odier & Cie - частный банк, основан в 1796 г. Под управлением находится 150 млрд швейцарских франков (около 122 млрд евро). Банк насчитывает около 1900 сотрудников, управляется восемью партнерами – потомственными банкирами в седьмом поколении. Банк располагает 24 офисами в 17 странах.

 

Источник: Александр Губский, Ведомости 27.03.2012

 

   
 
О проекте © 2010 Vip-Bankir.ru, портал VIP Банкир - все о Private Banking (частный банкинг), Wealth Management (управление благосостоянием), Family Office (семейный офис), Доверительное управление (траст) - услуги для состоятельных клиентов